Перинатальные заболевания

Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит  в период восстановления. При этому  у 70%  пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30%  развивается эпилепсия.

Почему возникают  двигательные расстройства?

Двигательные расстройства связаны напрямую с  онтогенетическими этапами развития  двигательной коры.

На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

Клиническая диагностика

У детей грудного возраста  особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков,  тщательно собрать анамнестические данные, проследить  своевременность затухания врождённых рефлексов.

Для начала  нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во  время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно  узнать о  проводимом ранее лечении и  реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на  данные шкалы Апгар ( плохой прогностический признак, если  цифры менее 5 баллов), ИВЛ  в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также  быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния,   рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

При   неэффективности терапии  можно думать о дизгенезии мозга,  хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к  роли  нейрометаболического синдрома, как причины.

Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

  • Ограничение  движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
  • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет  фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и  лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются  цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными  критериями неврологической патологии;

Двигательные расстройства в виде синдромов

  1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с  множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром  самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки,  низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
  2. Спастический.  Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
  3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
  4. Гиперкинетический.  Дистонии и атетоз, возникающие  в  возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже  на первом месяце жизни;
  5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах,  равномерное сопротивление при  пассивных движениях, активные движения  медленные.

дети инвалидыПомимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются  при тяжёлых НГИЭ:

  1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
  2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
  3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка».  Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является  разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка  взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
  4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит  развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также  сохраняется повышение  флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с  календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением  средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев  отставания в развитии  переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как  врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая  энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

Лабораторно-инструментальная диагностика

исследование ээг

Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием  в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
  • Для определения слуха у малыша  используется метод вызова слуховых потенциалов;
  • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
  • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

Из методов нейровизуализации основным является нейросонография,  которая  может  выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного  мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития  структур головного мозга,  проявления энцефалита.

Лабораторные методики достаточно разнообразны:

  • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
  • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии,  тиреоидные гормоны;
  • Цитогенетические исследования. Показаниями  к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более  3), микроцефалия,  повторные мертворождения,  отставание умственного развития.

Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

Для терапии  применяются  медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы.  Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в  том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

бассейн в коррекции двигательных расстройств

Лекарственные препараты для лечения двигательных расстройств:

  • Пиритинол в дозировке 100 мг в день 2-3 месяца с постепенным подбором дозы;
  • Церебролизин по 1-2 мл внутримышечно  1 месяц;
  • Актовегин 0,5-1 мл внутримышечно  на 20 приёмов;
  • Леводопа и карбидопа в комбинации друг с другом по 0,05-0,1 мг на кг веса в течение 2-3 месяцев;
  • Толперизон по 5 мг на кг 2 раза в день;
  • Кальция гопантетонат по 125-500 мг в сутки в течение 1-4 месяцев;
  • При атетозе и дистонии клоназепам 0,005-0,01 мг на кг;
  • Дифенин по 5 мг/кг в сутки при  опистотонусе.

Те двигательные нарушения, которые возникают в восстановительном периоде  НГИЭ, являются стойкими и должны выявляться на ранних этапах, а также  адекватно лечиться. Только в этом случае можно достичь положительных результатов в борьбе с этой проблемой.

Шел последний год учебы в школе, а я до сих пор не могла определиться с будущей специализацией. Мне безумно нравилась профессия врача. Бабушка — тоже медик, считала, что из меня получился бы хороший доктор скорой помощи. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Source: creacon.ru

Добавить комментарий

Back to Top